Статьи

Как воспитать уравновешенного и уверенного в себе ребенка

Как воспитать уравновешенного и уверенного в себе ребенка?

Тема воспитания детей и отношение к детям, наверно не менее важна, а то и более актуальна, чем тема отношений с родителями, которую я немного затронула в своей предыдущей статье, где рассказывала о том, как справиться с обидами на родителей.

Воспитывая своих детей, мы не только создаем и формируем будущее своего ребенка, но также создаем и формируем свое собственное будущее, которое будет не совсем безоблачным, если мы будем неправильно воспитывать своих детей. Непедагогичное и неграмотное воспитание детей обернется для нас проблемами в школе, усиленным подростковым негативизмом, да и просто частыми болезнями ребенка,  не говоря уже о его проблемах в его взрослой жизни.

Обобщая свой личный педагогический опыт работы в школе, опыт консультирования детей и их родителей, а так же личный опыт воспитания сына, я выделила, на мой взгляд, самые важные аспекты в воспитании детей и отношениях с детьми, которые минимизируют проблемы в становлении и взрослении ребенка.

Первым, и самым важным аспектом в воспитании детей, я считаю – личность родителей!

 То, как ведет себя родитель, то, что у него в мыслях и душе, беспрецедентно, без цензуры, считывает и усваивает ребенок, впитывает и встраивает у себя внутри в свою психику. Собственно говоря, так и формируется психика ребенка, через подражание значимым взрослым, через присвоение себе внутренних состояний взрослых, особенно мамы, с которой ребенок до года воспринимает себя как единое целое.

Дальше идет уже подражание отца и других взрослых. Ребенок начинает замечать и усваивать внутрисемейный сценарий, который влияет на него, даже если мама и папа ссорятся не в его присутствии. Ребенок улавливает атмосферу в семье, он становится барометром отношения родителей друг к другу.

От рождения и до года ребенок познает мир через мир мамы. Если мама тревожная, депрессивная, конфликтная, ее обижает и расстраивает отец, или кто – то другой, то ребенок будет впитывать все негативные чувства, как говорят в народе «с молоком матери», и таким будет формироваться в дальнейшем. Поэтому, так важно создавать матери хорошие условия еще во время беременности, что бы она испытывала как можно больше позитивных эмоций, а самой матери и отцу работать над собой, над своим воспитанием, над своим внутренним миром, и тогда дети получат хороший пример для подражания и воспитывать ребенка станет гораздо легче. Когда ко мне на консультацию приводят ребенка с проблемой агрессивного поведения в школе, усиленного негативизма, то всегда корень такого поведения находится в семье. Ребенок рождается уже с определенными личностными чертами, но когда он видит, как папа неуважительно относится к маме, орет на нее, а может и ударить, то он потом сам начинает так же относиться к маме. Если на ребенка кричат, а то и бьют, то он это будет делать и с другими детьми в садике, или в школе. Тогда родителем однозначно «прилетит» от учителей и воспитателей. Вопиющий пример, мама одного моего семилетнего клиента сказала: «Я разрешаю отцу бить его только не рукой, а ремнем»! Обратились они с тем, что ребенок очень драчлив и бьют одноклассников. Почти во всех случаях, я работаю и с детьми и с их родителями, потому, что без изменения их поведения, работа с ребенком будет не настолько эффективной.

Нам всегда, в любом возрасте, есть, что улучшить в себе, и есть, куда расти над собой и развиваться, чтобы наши дети могли брать с нас пример.

Вторым аспектом в эффективном воспитании детей, я считаю – любовь и уважение к детям.

Для того чтобы ребенок вас слушал и выполнял ваши просьбы, не обойтись без уважения к личности ребенка. Если понаблюдать за самыми маленькими детьми, то уже видно, что у каждого проявляется свой характер, не говоря уже о том, что это божественная сущность, божественное создание, которое нам родителям, дается как дар! Дети очень чувствительны и они очень тонко чувствуют, как к ним относятся, хотя и не могут определить, что именно не так. Когда ребенка не уважают, с его интересами не считаются, он становится упрямым и капризным. Так он проявляет свой протест, потому что бессознательно он неуважение к его личности, считывает как насилие и в своей детской форме, начинает протестовать.

Очень важно также любить ребенка, любить, безусловно, такого, каким он есть, и за то, что он просто есть! Для того чтобы любить ребенка, чтобы его понять, надо научиться видеть его таким, какой но есть, наблюдая за ним и его поведением, изучить его и следовать за его потребностями. Очень часто родители видят в ребенке не его самого, а продолжение самих себя, свою проекцию. Например. Ребенок любит лепить, рисовать, а родители считают, что у него любовь к математике и пению. Начинают ребенка развивать по – своему, лепить из него свой «образ и подобие», делать через него то, чего сами в детстве не делали. Когда детей любят и принимают, они получают подтверждение самих себя, происходит каждый раз маленькое «психическое рождение» ребенка, формируется раз за разом его «Я» внутри. С дефицитом этого внутреннего «Я» формируются неврозы, депрессии во взрослом возрасте, панические атаки, проблемы с построением отношений в социуме, проблемы в профессиональной реализации человека.

Третьим, не менее важным аспектом в воспитании я считаю – рамки и границы, которые родители выставляют ребенку.

Рамки и границы – это ваши требования к ребенку, ваши правила, которые вы устанавливаете для его поведения, и ваши ограничения, которые усваивает ребенок в процессе своего роста и развития. Очень часто встречается воспитание; когда ребенку буквально все позволяют и позволяют ему делать во всем выбор, другая крайность – это когда слишком жесткое, негибкое воспитание, когда есть очень много правил и запретов и третья, когда то разрешают, то одно и то же запрещают. Например. Мама наорала за несобранные игрушки один раз и не дала сладкое, а в другой раз сделала с точностью наоборот. Идет такое непоследовательное воспитание. В таком случае ребенок растет в   эмоциональном хаосе. Это приводит к дестабилизации его эмоций и поведения.

Почему ребенку нужны рамки, правила и ограничения! Маленький ребенок должен знать, что он важен, но папа и мама – главные, они за него отвечают. Когда ребенок должен сам выбирать для себя, то у него просто не хватает для этого опыта, это очень большая нагрузка на детскую психику. Он ведь не может еще нести ответственность за свое поведение. Поэтому для детей так важны ритуалы, когда их кладут спать в одно и тоже время, гуляют с ними в одно и тоже время и т. д.

В то же время, слишком строгие ограничения лишают ребенка возможности научиться делать выбор, он растет безинициативным и подавленным.  Во всем нужен баланс. В случае моего маленького клиента, мама была с ним очень ласковой и нежной, но в то же время могла два часа подряд ругать за поведение в школе.

Воспитание детей – это целое искусство, но ему, при желании, можно научиться! Постигая искусство здорового, правильного воспитания детей, мы сами становимся крепче и взрослее. Я не помню, кто сказал эту замечательную фразу: «Дети – это наш билет в рай!».


Приглашаю Вас на консультацию психолога индивидуальную и семейную.

Ваш психолог Резник Галина. Хмельницкий, ул. Соборная, 11 , каб. 301

Консультация / помощь психолога в Хмельницком https://galyna-reznik.in.ua