Статьи

Как сформировать здоровую самооценку у ребенка

Психолог Хмельницкий консультация помощь Галина Резник

   В этой статье я, психолог,  хочу рассказать родителям, о формировании здоровой самооценки у своего ребенка. Хочу кратко поделиться психологичным и педагогическим опытом, а также личным опытом воспитания ребенка. Почему назрела эта тема? Потому, что в работе с клиентами, которые обращаются за помощью, а также в работе над собой, почти всегда на первый план выплывает самооценка. Самоощущения себя в этом мире, здоровое адекватное восприятие себя влияет абсолютно на все сферы жизни человека. Построение отношений с окружающими, выбор друзей, партнера, работы, презентация себя в социуме, зависит от самооценки. Самооценка человека, несмотря на генетическую и наследственную предрасположенность, в большинстве своем формируется отношением к ребенку его родителей и самого ближайшего окружения, в котором растет ребенок.

 

Что же такое здоровая самооценка? Психолог скажет – Здоровая самооценка это – ощущение себя неповторимой личностью, индивидуальностью, с присущими ей характером и индивидуальными способностями. Это осознание себя, как личность, достойную уважения других людей и  самоуважения. Достойной любви и обладающую огромным личностным ресурсом и потенциалом. Это принятие себя и других людей, терпимость к различиям и не причинение умышленного вреда другим людям. Всего этого человек заслуживает уже по тому, что он человек, а не за конкретные заслуги.

Если родители и ближайшее окружение, воспитывающее ребенка не сформировали в детском возрасте здоровую самооценку, то потом ему придется изрядно поработать над собой, что бы ее скорректировать. Человек с заниженной самооценкой при столкновении с любой проблемой и трудностью, начиная с детского сада, будет терпеть поражение и накапливать негативный жизненный опыт. У него может сформироваться пессимистическое мировосприятие и пассивная жизненная позиция. Потом сами родители будут удивляться и спрашиваться себя:”Почему мой ребенок хуже чем другие дети?”.

Но никто из родителей, естественно, специально не старается сформировать у ребенка заниженную самооценку. Делается это бессознательно, и как правило, родители воспитывают ребенка так как их воспитывали собственные родители. Они допускают те же ошибки в воспитании, что и их  родители и так “Грехи родителей падут на головы их детей”. Для того, что бы воспитывать детей правильно, нужно вооружаться знаниями, что бы не повторять ошибок. Потому, что доступа к знаниям, такой как есть у нас сейчас, у наших родителей не было.

Психолог Хмельницкий консультация помощь Галина Резник

Следуя со своих педагогических знаний и постулатов психоанализа, а также успешно воспитав своего ребенка, я, психолог,  сделала вот такие выводы:

   Период от рождения до одного года 

В этот период у ребенка закладывается базовое чувство безопасности и доверия к миру. В этот период для ребенка очень важно качество эмоционального контакта с матерью или человеком, который ее заменяет. Что такое качественный контакт с матерью? Это когда мать чувствует и угадывает потребности своего ребенка. Кормит его когда он голоден, откликается на его плач вовремя и доверяет в отношении ребенка своим инстинктам. Вообщем откликается на его улыбку, от нее исходит тепло и покой. Очень важно матери не быть в депрессии и тревоге в это время. Потому, что депрессивная мать выполняет свои обязанности автоматически, тем самым формируя у ребенка ощущение ненужности. Тревожная мать формирует у ребенка склонность к постоянному беспокойству. То есть если ребенок постоянно испытывал на себе тревогу и депрессию матери, то базы для формирования у него здоровой самооценки не закладывается.

   Период от одного года до 2 – 3 лет

В этот период ребенка отлучают от груди и приучают к опрятности, садя на горшок. Важно в этот период не придавать слишком огромного значения умением и не умениям ребенка. Не ругать его если у него что то не получается и особо не восхвалять, когда он делает это правильно. Если слишком давить на ребенка, что бы он сходил на горшок, то в последствии у него сформируется такая черта характера как жадность. Он будет скуп потом во взрослой жизни не только на материальные предметы, но и на чувства и эмоции. Так же может сформироваться такая черта характера, как педантизм. Если слишком захваливать ребенка, что он сходил на горшок, то впоследствии он может научиться этим манипулировать родителями, а  также у него может сформироваться гипертрофированное чувство “собственной исключительности”, что тоже негативно повлияет на его самооценку.

   Кризис трехлетнего возраста “Я сам”

Около трех лет у ребенка начинает формироваться и утверждаться ощущение себя отдельной личностью. Девиз этого периода: “Я сам!”. Ребенок хочет все делать сам. Выражает во всем протест и несогласие с родителями. Самое ответственное время, что бы не подавить его и давать ему выражаться, конечно вводя безопасные рамки для ребенка. Также в этот период ребенок проявляет агрессию. Многие родители пугаются этого и не позволяют ребенку выражаться, формируя тем самым забитое, податливое и без инициативное существо. Надо постараться не падать в панику и давать ребенку выражать себя, для того, что бы потом он смог это делать в жизни. Ограничивать ребенка надо тогда, когда его поведение угрожает его жизни и здоровью, или истерики, которые он устраивает вредят ему самому. Любящие родители, уважающие личность своего ребенка, всегда интуитивно почувствуют, как и когда его ограничить. Родители также должны учить ребенка правильно выражать злость, конструктивным способом, не подавляя его. Детская грусть и печаль, тоже должна быть правильно воспринята родителями и надо ей уделять внимание, а не ругать и стыдить ребенка за эти чувства. Особенно заслуживает внимания выражение “Мальчики не плачут!”. Это просто стереотип общества, а мальчикам не дает выражать свои чувства и потом мы удивляемся, почему наши мужья и сыновья такие черствые.

Особенно хочется подчеркнуть интерес ребенка к своим половым органам. Это выражение здоровой детской сексуальности. Ребенка ни в коем случае не надо за это ругать и говорить, что это плохо. Так формируются у детей сексуальные табу и нездоровое отношение к сексуальности. Что делать? Не обращать внимания, само пройдет.

   По прошествии кризиса “Я сам” у ребенка почти полностью сформирована самооценка, которую он дальше понесет по жизни. Потом изменения произойдут еще в подростковом возрасте. Об этом я  расскажу Вам в следующей статье. Чувствуете родители, какая на Вас лежит огромная ответственность за судьбу маленького человека?! Он полностью в Ваших руках!

Психолог Галина Резник, ( Хмельницкий )

 

Сохранить

Сохранить

Leave a Reply