Статьи

Формирование самооценки ребенка в подростковом возрасте (продолжение)

Психолог Хмельницкий консультация помощь Галина Резник

Психолог : Центральное значение для формирования самооценки в подростковом возрасте приобретает образование нового уровня осознания у подростка, так называемая “Я – концепция”.

Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значения “Я – концепции”, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими.

Подросток смотрит на себя как бы “извне”, сопоставляет себя с другими взрослыми и особенно с другими сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда “извне” на взгляд “изнутри”. В этот непростой  период очень огромное значение для подростка имеет хорошее отношения с родителями. Внимание и принятие родителями, помогает подростку понять и принять свою собственную индивидуальность. Когда родители любят подростка и правильно рассказывают ему о нем самом – это помогает ему принять и полюбить себя, а не стремиться к недостижимым идеалам. Именно не захваливание ребенка, не критика, а уважительное, доброжелательное отношение к подростку, помогает ему сформировать этот здоровый взгляд “изнутри”, который будет направляться любящими родителями.

Психолог Хмельницкий консультация помощь Галина Резник

А как у нас бывает на самом деле? Часто родители говорят своим подросткам такие выражения как “жирная”, “жердяй”, “тупица”, “и у кого оно таке уродылося” и др. Не надо много теории, становится сразу ясно, что будет с самооценкой такого подростка. Многие родители не обращают внимания на такие выражения брошенные ребенку в гневе или усталости. Но для самоосознания ребенка –  это просто губительно. Не говоря уже о том, что такие слова приравниваются к психологическому насилию. А потом еще родители удивляются почему их дети плохо к ним относятся, когда становятся самостоятельными взрослыми. Эти слова потом руководят отношением ребенка к родителю, хотя сознательно он их давно вытеснил и не помнит.

Дорогие родители! Психолог советует – Не перекладывайте ответственность за формирования личности своего ребенка на школу и социум. Любите и вкладывайте в своего подростка любовь и уважение, сострадайте его усиленному росту и его самочувствию и вы увидите, как ваш подросток превращается из “гадкого утенка” в “прекрасного лебедя” и вы будете гордиться своим ребенком и его достижениями.

Психолог

Leave a Reply